Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
-
Доминирующая в проекте деятельность
: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
-
Предметно-содержательная область:
моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
-
Характер координации проекта
: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
-
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
-
Количество участников проекта.
-
Продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
-
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
-
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
-
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
-
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
-
Защита проектов, оппонирование.
-
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.